Пензенский казачий институт технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Пензенским филиалом МГУТУ им. К.Г. Разумовского в 2013-2015 гг. проведены научно-исследовательские работы по проекту «Разработка методологии сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики с использованием сетевых технологий и брокериджа знаний» (поддержан Российским государственным научным фондом в рамках Соглашения № 13-02-12021).

Руководитель проекта – к.т.н., доцент Кревский Игорь Гершевич.

Исполнители проекта – к.т.н., доцент Глотова Т.В.; к.э.н., доцент Гамидуллаева Л.А.; к.э.н., доцент Осташков А.В.; к.э.н. Матюкин С.В.; Ширканов А.В.

 

Содержание и результаты работ в 2013 году «Проведение анализа и разработка концептуальных аспектов сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области инновационной деятельности на основе брокериджа знаний»:

1. Проведен научный анализ проблем сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области инновационной деятельности, по результатам которого сформулирован перечень актуальных задач в области сетевого взаимодействия высшей школы и реального сектора экономики для повышения эффективности совместной инновационной деятельности. Выявлены характерные особенности функционирования механизмов передачи знаний между субъектами инновационной деятельности, определены значимые барьеры, препятствующие эффективному распространению знаний.

2. Разработана методология сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области инновационной деятельности и коммерциализации интеллектуальной собственности на основе актуальных форм и механизмов реализации совместной деятельности высшей школы и бизнес-субъектов в образовании, исследованиях и разработках, иных направлениях инновационной деятельности.

3. В целях устранения информационных барьеров между субъектами инновационной деятельности разработаны методологические основы и модели системы передачи знаний на основе брокериджа в рамках информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики.

4. Определены структура и содержание компонентов информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики для последующей программной реализации. Предложена портальная реализация информационной среды и основные категории ее пользователей. Выполнено функциональное моделирование информационной среды сетевого взаимодействия в соответствии с методологией IDEF0. Разработана структура мини-портала поддержки сетевого взаимодействия вузовских структур, бизнеса, производства, молодежных малых предприятий, творческих коллективов и инвесторов. Сформирована структура базы данных информационной среды, Для чего разработаны инфологическая и логическая модели.

5. В целях практической реализации полученных научных результатов выработаны методические рекомендации по реализации брокериджа знаний на основе функционирования информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики.

6. Разработаны методология и модель сетевой образовательной среды на основе стандарта IEEE P1484.1 - LTSA для непрерывной подготовки, повышения квалификации и консультационного сопровождения практической деятельности специалистов в сфере инноваций.

7. Разработана структура информационной среды сетевой организации образовательного процесса для подготовки и консультационного сопровождения специалистов в сфере инновационной деятельности» на базе LMS Moodle.

8. Результаты проведенных научно-исследовательских работ в 2013 году апробированы на 5 всероссийских и международных конференциях, опубликованы 3 статьи в высокорейтинговых российских журналах, также опубликованы 6 статей и тезисов в прочих изданиях.

 

Содержание и результаты работ в 2014 году «Программная реализация информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики»:

1. Разработано и развернуто программное обеспечение для реализации информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики.

Определена структурная схема информационной среды, разработаны основные функциональные модули системы. Информационная среда реализована с использованием языка PHP, СУБД MySQL и технологии AJAX в виде интернет портала, для доступа к системе пользователей используются стандартные браузеры.

2. Запущена в опытную эксплуатацию информационная среда сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики, сформированы тематические базы данных.

Научная новизна полученного результата состоит в разработке автоматизированной информационной системы, поддерживающей виртуальное сетевое взаимодействие всех заинтересованных участников: ученых и исследователей, предприятий реального сектора экономики. Определено, что в сетевом подходе доминирующее место занимает целевое формирование и эффективное функционирование удаленной инфраструктуры сетевых взаимодействий участников, которая могла бы обеспечить максимально возможную реализацию механизмов участия в совместной деятельности субъектов взаимодействия.

Основными пользователями такой системы являются исследователи, представители вузов, инвесторы, работодатели, а так же инновационные менеджеры, эксперты и брокеры знаний. Определены и закреплены их функциональные роли. Сформированы тематические базы данных по основным предметам взаимодействия, проведено их пробное наполнение.

3. Разработана и развернута сетевая образовательная среда для подготовки и консультационного сопровождения специалистов в сфере инновационной деятельности.

Развернутые образовательные ресурсы и организация учебного процесса реализованы на базе системы управления учебным процессом LMS Moodle. Реализованная структура информационной среды сетевой организации образовательного процесса обеспечивает эффективное взаимодействие всех его участников, позволяет реализовывать в сетевой среде как массовые, так и эксклюзивные программы обучения.

4. Разработано учебно-методическое обеспечение сетевого образовательного процесса системы непрерывного образования, размещенное в информационной среде сетевой организации образовательного процесса.

Разработанный комплект учебно-методических ресурсов (8 курсов), размещенный в электронной образовательной среде, обеспечивает дистанционное обучение, поддержку и непрерывное сопровождение специалистов, обучающихся по проблемам инновационной деятельности.

 

Содержание и результаты работ в 2015 году «Апробация моделей сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области инновационной деятельности»:

1. Организована подготовка и консультационное сопровождение обучающихся и практикующих специалистов в области инновационной деятельности с использованием сетевой образовательной среды.

В рамках апробации электронных учебно-методических ресурсов и системы консультационного сопровождения в сетевой образовательной среды приняли участие 33 практикующих специалиста. Обеспечено формирование необходимых компетенций участников инновационных проектов с целью их успешной коммерциализации.

2. Апробация модели передачи знаний на основе брокериджа в рамках развернутой информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики

В ходе апробации автоматизированной системы сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики с использованием технологий брокериджа инноваций обеспечены: отбор и продвижение инновационных проектов в рамках «отборочной воронки» сетевой среды, реализация коммуникационной среды участников инновационного процесса, генерация новых бизнесов и бизнес-моделей участников инновационных проектов. Брокеры выполняли ключевую роль, выступив оператором виртуальной площадки и координируя взаимодействие базовых субъектов автоматизированной системы, ускоряя в рамках выполнения посреднических функций коммерциализацию проектов и повышая их качество за счет экспертного сопровождения.

3. Оценка эффективности функционирования развернутой информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики, в том числе непрерывного процесса обучения и консультирования специалистов в сфере инноваций и реализованной модели брокериджа знаний.

Предложен методический подход к оценке эффективности функционирования информационной среды сетевого взаимодействия субъектов инновационного процесса. Его использование позволяет оценить как текущее состояние сформированности каналов и институциональных структур, обеспечивающих взаимодействия между субъектами инновационной деятельности-элементами «четырехзвенной спирали», эффективности их взаимодействия в рамках сетевой среды и степени реализованности кластерного подхода, а также прослеживать динамику развития кооперационных отношений в течение заданного периода.

Проведенная оценка эффективности разработанной среды сетевого взаимодействия в рамках пилотной апробации продемонстрировала её высокую актуальность и эффективность в обеспечении коммуникации субъектов инновационного процесса и продвижения инновационных проектов.

4. Доработка информационной среды сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики по результатам проведенной оценки.

По результатам анализа итогов пилотной апробации, в целях оптимизации сетевого взаимодействия вузов и реального сектора, в функционирование  среды сетевого взаимодействия были внесены добавления и реализованы следующие доработки: 1) регламентированы максимальные сроки ответов экспертов/инвесторов на поступившие от участников проектных групп запросов; 2) реализована возможность повторной экспертизы инновационного проекта при несогласии руководителя (участников) проектной группы с результатами экспертизы проекта; 3) расширены поля портфолио участников проектов (связанные с участием в ранее поддержанных проектах, научной активности руководителей и участников проектов); 4) реализована система рейтингов проектов и участников сетевой среды для возможности их ранжирования по значимым параметрам; 5) в информационную среду добавлен дополнительный субъект инновационного процесса – аналитик, к функциональным задачам которого относится работа с модулем статистики системы: сбор информации о количестве зарегистрированных участников, экспертов, предприятий, проектов, о результатах работы с проектами, их исполнения, внедрения результатов, о количестве сформированных проектных групп.

5. Подготовлены материалы монографии с обобщением результатов проведенных работ. В материалах монографии проведен научный анализ проблем повышения эффективности взаимодействия высшей школы и реального сектора экономики для ускорения процессов генерации и коммерциализации инноваций, подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных производств. Разработаны модели и механизмы сетевого взаимодействия вузов и предприятий в области инновационной деятельности. Предложена авторская модель управления генерацией и трансфера знаний на основе технологий брокериджа. Спроектирована сетевая образовательная среда для непрерывной подготовки, повышения квалификации и консультационного сопровождения специалистов. Проведен анализ результатов апробации научных разработок на примере пилотных инновационных проектов.